Древний образ Великой Богини не мог не проникнуть в монотеистические религии, которые являются по сути плодом анализа идей того времени. Чтобы принять идею единобожия как единственного возможного варианта отправления культа, в мифологии такого единобожия были жизненно необходимы узнаваемые образы. Одним из самых узнаваемых образов был образ Великой Богини-Матери.
Христианство.
Некоторые мифы о женских божествах и их культы обогатили религиозный фольклор, связанный со Святой Девой Марией. Сочетая в себе Мать Бога и непорочную деву одновременно, она впитала в себя наиболее узнаваемые черты ближневосточных богинь. Ее лик носили на штандартах римляне, к ней обращались с просьбами указать точное время атаки и покровительствовать победе, а византийские императоры вплоть до падения Константинополя носили ее портрет на палладиях. Символ Царицы битв на флагах и военной форме представляли расположенные крест-накрест обручи. Это прямая отсылка к утренней звезде Инанны, к Деве Битв Анат, которых просили помочь на войне.
Мария превосходила властью Бога. (Тут видим прямую отсылку к Ашторет, которая является матерью и повелительницей богов, в то время как бог Эль (небесный бог-отец) является отошедшим от дел скопцом…) Иоанн Дамаскин называл Марию повелительницей, которой Сын (Иисус Христос) подарил все творение, чтобы сохранить его с ее помощью, не поэтому ли так часто в молитвах ее просят о защите? Мария также и возлюбленная Бога, прародительница людей в общем мистическом смысле, посредница между Богом и людьми. Во многих гностических текстах Богородицу называют Мистическим Безмолвием, Святым Духом, Мудростью. Примечательно, что «дух» в семитских языках — женского рода (вспомним один из сефиров, Хокма – мудрость). Цитата по одному из гностических текстов тех времен: «Я Мысль, обитающая во Свете прежде всех веков. Я действую в каждом тварном существе… Я — незримое Одно во Всем…». В гностической поэме «Гром. Совершенный Ум» некая сила провозглашает: «Я первая и последняя… Я жена и дева… Я мать и дочь» (не правда ли, напоминает один из гимнов Изиды?), и т. д. Коллиридиане, секта фанатичных женщин в 5 в, славили Деву Марию приношением лепешек (что практиковалось повсеместно в культе Небесной Астарты).
А вот и более близкое к нам время.
Немецкие рыцари в средневековье выбирали Деву Марию в качестве своей покровительницы-патронессы. Те, кто давал обет безбрачия нарекал ее своей «небесной невестой», что указывает на распространенный в древности обычай мистического брака с земным представителем божества (в этой роли выступала жрица Богини) достойных царей.
Также вспоминается и расхожее в наше время представление, что Церковь является Невестой Бога. То есть Церковь, как земное проявление (Мать – Земля) , является супругой Небесного Бога.
В куртуазной любви впервые после гностиков II и III вв. превозносится духовное и религиозное достоинство Женщины. По мнению многих ученых, трубадуров Прованса вдохновляла арабская поэзия Испании, прославлявшая женщину и внушаемую ею духовную любовь. Королева Франции Алиенороа учредила «Суды Любви», вдохновляемые культом Женщины и поэзией трубадуров. К сожалению, они были уничтожены как и вся другая южнофранцузская культура в результате походов против катаров и альбигойцев.
Воинственная ипостась Девы Марии нашего времени проявилась и при завоевании испанцами Южной Америки. Дева Мария являлась официальной покровительницей Конкисты, завоевательного похода по освоению новых земель.
Средневековые штандарты
Ислам.
В исламе мы тоже можем наблюдать отголоски образа Богини, хотя они и гораздо более слабые, ввиду особенностей мусульманской религии.
В общем, и целом, доисламская религия носила черты сходства с народной религией Палестины VI в. до н. э.: вместе с Яхве-Яху почитались Бетэль и Харамбетэль, богиня Арат (богиня плодородия) и некое божество растений.
В начале Аллах не считался единственным богом, наравне с ним почитались три наиболее важные центрально-аравийские богини: Манат (богиня судьбы и возмездия), ал-Лат (женская форма имени Аллах, гневная и воинственная ипостась Богини, богиня-дева солнца и неба) и ал-Узза (Могущественная; функционал этой богини совпадал с функционалом Астарты как Венеры, то есть как богини плодородия и всего земного). На юге центральной Аравии аль-Узза выступает в качестве супруги Аллаха, матери аль-Лат и Манат. Все три богини имеют прямую параллель с тройственной богиней Древней Греции (Богиней Неба, Земли и Подземного Мира). А Манат почиталась также еще и как Царица подземного мира и хранительница подземного покоя. Почитаемые за «дочерей Аллаха», Аллат, Манат и Ал-Узза, снискали такую популярность, что в начале своей проповеди сам Магомет совершил ошибку (которую в дальнейшем исправил) и отвел им роль предстательниц перед Богом.
Предание гласит, что за стихом 20 суры 53 следовали такие стихи о трех богинях ал-Лат, ал-Узза и Манат: «Они богини великие и, конечно, предстательство их желательно». Чуть позже Магомет исправил эту свою «ошибку» и теперь богини предстают в виде ангелов.
Изображение Аллат в Пальмире, Сирия.
Аллат — Миневра из Сувейды
Современная интерпретация
Иудаизм и каббала.
Шехина – термин, определяющий видимое и слышимое присутствие бога на земле. И хотя в современной иудейской теологии это некое отвлеченное абстрактное понятие, оно далеко не всегда было таковым
Шехину привлекают богатые, мудрые, героичные и красивые собой.
Шехина карает, она смутила разум строителей вавилонской башни, разрушила Содом и Гоморру, спасла детей Израилевых из египетского рабства. Шехина забирает души достойных людей, шесть человек не мог одолеть ангел смерти и они умерли только после поцелуя Шехины (Исаак, Иаков, Моисей и т.д.). Шехина несёт своего умершего мужа Моисея к месту захоронения, подобно Анат из угаритского мифа, которая несет тело своего мужа-брата Ваала.
Одна из самых значительных инноваций каббалистов — идея единения Бога с Шехиной; эта иерогамия (священный брак) завершает обретение Богом истинной полноты. Как говорит «Зогар», вначале этот союз был перманентным и непрерывным. Но грех Адама прервал иерогамию и стал причиной «изгнания Шехины».
Каббала очень богата на образы Богини. Матронит – низшая из десяти сефирот — мистических аспектов или эманаций Бога. Она девственна: «Рыжая телица без порока, у которой нет недостатка и у которой никогда не было ярма». Силы зла никогда не могли взять верх над Матронит. В одном аспекте она была тождественная Святой Земле – она была чиста и нетронута чужеземцем.
Она возлюбленная земных мужчин и богов. Иаков был первым мужем Матронит, однако при жизни его этот союз не был подтвержден, он не отказался тем не менее от жен и наложниц. Моисей был ее вторым мужем и он соединился с ней во плоти до самой своей смерти. Царь и Матронит соединялись каждую ночь в иудейском Храме, по другим источникам – в ночь с пятницы на субботу. Благочестивые евреи должны поступать также и тогда, если от этого зачатия будет ребенок, но он будет одной из тех чистых душ, которые рождаются в результате союза Царя и Матронит.
Матронит также и воинственна. Матронит — предводительница божественных воинств или сверхъестественных сил, противостоящих человеческим или инфернальным силам зла. Матронит собирает души наиболее достойных людей, чтобы они не попали к ангелу Смерти.
Царь доверил Матронит копья ,сабли и вообще все оружие.
Известен образ Матронит как огромного и чудовищного существа, представленного автором Зогар в эпитетах, заимствованных из мидрашистких описаниях Бегемота. Это мифическое космическое животное для которого тысяча гор пустяк, которое одним глотком осушает тысячу рек, которое раскидывает свои жуткие руки в 24 000 направлений, которое в любое время готово убивать и терзать. В ее волосах запутались тысяча щитов, а сами волосы распущены и они рождают страшных и грозных воинов. Это властители леса, властители жестокости, дерзости. Ее называют Луна с хвостами и Комета с хвостом. Из ее лона появляются Метатрон, который лежа достигает головой одного конца света, а ногами – другого, и две дочери — Лилит и Нахема.
Таким образом, Матронит сочетает в себе образы девы-воительницы, матери и супруги Бога, а также и демонические образы древнего Ближнего Востока.
Литература:
Р. Патай «Иудейская Богиня»
М. Элиаде «История веры и религиозных идей» Том 2 «От Гаутамы Будды до триумфа христианства» И Том 3 «От Магомета до Реформации»
Введение в Ветхий Завет Под ред. Эриха Ценгера.
Мифы народов мира под ред. С. Токарева
Али-заде, А.А. Узза (архив 1 октября 2011 г.) — Исламский энциклопедический словарь
Редактура Tselem специально для проекта Красная Богиня.